УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ДОД «Юность»
____________ О. П. Казанцева
«15» января 2016 г.
Положение
о проведении турнира по коммуникативным боям
1. Цель и задачи
Целью боев является формирование навыков аргументированного спора и умений командной работы.
Основные задачи:
- расширение образовательного пространства учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности;
- расширение видов познавательной и социально-значимой деятельности;
- развитие навыков ораторского искусства на публике;
- развитие умения убеждать, реагировать на аргументы и вопросы оппонентов;
- развитие логического и критического мышления;
- развитие умения работать с большим объемом библиографического материала.
2. Организаторы
Общее руководство возлагается на Организационный Совет (далее — Оргсовет). Непосредственное проведение мероприятий возлагается на кураторов и Инициативный совет города/района.
3. Участники
Данное мероприятие ориентировано на школьников 9, 10 и 11 классов, являющихся участниками ДОД «Юность».
4. Сроки и место проведения
Бои проводятся в 3 этапа:
1 этап – школьный.
Проводится в виде турнира, на котором отбираются лучшие команды, занявшие I, II, III места в параллели 9, 10 и 11 классов, на следующий этап.
2 этап – городской /районный.
На 3 этап проходят лучшие команды, занявшие I места в параллели 9, 10 и 11 классов (3 команды).
3 этап – республиканский.
Проводится в форме поединков, в которых принимают участие команды, занявшие I места в параллели 9, 10 и 11 классов на городском/районном этапе.
Заявку на участие в республиканском этапе конкурса (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) сдать до 26 февраля 2016 года по тел./факсу 43-32-69 или e-mail: dodunost@mail.ru.
Информация о дате и месте проведения республиканского этапа будет сообщена дополнительно.
5. Условия
Команды, судейская коллегия и Оргкомитет принимают на себя обязательства руководствоваться во время турнира принципами этического кодекса Международной ассоциации «Дебаты».
Команды формируются из учеников одного класса в количестве 4 человека (пол не имеет значения)*. В поединке одновременно играют 2 человека от команды.
* Уважаемые педагоги, при формировании команды просьба учитывать индивидуальные особенности детей (религиозную принадлежность, моральные принципы, идеологические взгляды и др.)
Порядок проведения турнира:
1.1.Турнир проводится в виде серий коммуникативных поединков по заранее заданным темам. В рамках одной темы можно отстаивать одну из двух противоположных позиций (утверждение, опровержение).
1.2.В одном поединке участвуют две команды.
1.3.В команде должна быть установлена очередность участия в поединках. Один и тот же член команды не может принимать участие в нескольких поединках подряд. Участники должны чередоваться!
1.4.В поединке участвуют и выдвигают аргументы оба участника одной команды, участие по принципу «один говорит, один молчит» не допускается!
1.5.Начало поединка:
- Право выбрать тему поединка определяется путем жеребьевки.
- Команда выбирает тему и выдвигает своих представителей на поединок.
- Возможность выбрать позицию в споре имеет команда, которая не выбирала тему поединка.
- На выбор темы и выбор позиции каждой команде даётся по 30 секунд. Команда, не успевшая сделать выбор за 30 секунд, считается проигравшей.
1.6.Продолжительность поединка – 5 минут.
1.7.Одна команда защищает свою позицию не более 30 секунд, потом передает право голоса соперникам.
1.8.Решение членов жюри и рефери в ходе игры обсуждению не подлежит.
1.9.Работа жюри:
- Количество членов жюри является нечётным, точное количество решается перед началом игр, но не может быть меньше 5.
- Каждый из членов жюри поднимает карточку цвета той команды (цвет команд-противников определяется организаторами), которой он считает победителем. Одна карточка дает команде 1 балл.
- Если член жюри не может сделать выбор в пользу одной из команд, то он поднимает белую карточку, которая дает каждой команде 0 баллов, но в течение игры судья имеет право поднять ее 1 раз.
- Счет встречи определяется соотношением карточек разных цветов (суммируется число карточек каждого цвета).
- Члены жюри должны быть готовы прокомментировать свою оценку по просьбе рефери (ведущий, спортивный судья на площадке).
- Жюри должно отслеживать очередность участия членов команд в поединках согласно п. 1.3. настоящего положения.
Критерии для работы жюри
Основной критерий для судейства коммуникативных боев прост — убедительность. Тем не менее, существует несколько критериев, которые, почти наверняка, будут приняты во внимание судьями:
- Аргументация и анализ. Команда должна представить последовательный и логичный анализ темы, аргументы должны быть чёткими, убедительными и непротиворечивыми.
- Содержание. Никогда не будет лишним, если Вы приведёте примеры из реальной жизни, факты и статистику в поддержку Вашего тезиса. Но не стоит злоупотреблять фактами, они служат лишь для усиления абстрактной аргументации.
- Опровержение. Без убедительного опровержения аргументации противника достигнуть победы практически невозможно.
- Организация. Судьи ценят, когда аргументы ясно обозначены и преподнесены, различные линии аргументации разделены. Очень важно чётко представлять себе структуру своей речи.
- Стиль и риторика. Манера, в которой представлены аргументы, не менее важна, чем сами аргументы. Гладкая, отшлифованная и убедительная речь всегда впечатляет судей. Использование различных техник риторики тоже не будет лишним. Уместный сарказм и весёлые примеры тоже благоприятно влияют на большинство судей, главное не перегибать палку и быть корректным.
- Работа в команде. Важно, чтобы оба игрока в команде работали в равной степени, взаимно усиливали аргументы друг друга, были последовательны и не противоречили друг другу.
1.10.Роль рефери в коммуникативном поединке:
- Рефери объявляет начало боя.
- Никто, кроме рефери, не вмешивается в процесс коммуникативного поединка. Рефери вмешивается лишь на формальных основаниях.
- Рефери вправе остановить одного из участников поединка и передать слово другому участнику, если речь первого вышла за временные рамки.
- Рефери вправе остановить участника, если его речь вышла за рамки темы.
- Рефери вправе заострить внимание на важных позициях во время поединка.
- После окончания поединка рефери просит жюри озвучить оценки.
1.11.Чистая победа присуждается рефери в ходе самого поединка в следующих случаях:
- Молчание участника поединка в течение 30 секунд.
- Действия участника приводят к тому, что соперник вынужден признать неконтролируемую потерю позиции в ходе поединка.
- Во всех других случаях результат поединка оценивает жюри.
6. Рекомендуемые варианты тем для обсуждения
Школьный / Районный этап:
Ложь.
ЗА — Ложь во спасение – это благо.
ПРОТИВ — Ложь во спасение остается ложью.
14 февраля – день Св. Валентина.
ЗА — 14 февраля – это особый праздник для влюбленных.
ПРОТИВ – 14 февраля – это не повод устраивать праздник.
Внутренний туризм.
ЗА — Необходимо развивать внутренний туризм в России.
ПРОТИВ — Российский внутренний туризм бесперспективен.
Российский кинематограф.
ЗА — У российского кинематографа есть будущее.
ПРОТИВ — Российский кинематограф бесперспективен!
Отцы и дети.
ЗА — Родители всегда правы.
ПРОТИВ – Родители остались в своем времени.
Частный бизнес – современный тренд.
ЗА – Работа на себя.
ПРОТИВ – Работа на организацию (наемный труд).
Семья – фундамент человека.
ЗА – Традиционная семья – это неоспоримая ценность.
ПРОТИВ – Институт семьи вырождается.
Альтруизм (добровольчество, волонтерство)
ЗА – Альтруизм – порыв души.
ПРОТИВ – Альтруизм – пережиток прошлого.
Компьютерная зависимость.
ЗА – Это болезнь века.
ПРОТИВ – Компьютер — это лучший друг человека.
Молодежный сленг.
ЗА – Краткость – сестра таланта.
ПРОТИВ – Мы теряем настоящий русский язык.
Продовольственные санкции.
ЗА – Щи, да каша – «пища наша», выживем!
ПРОТИВ – Манго, авокадо – это то, что надо!
Купание в проруби.
ЗА – Это закалка духа.
ПРОТИВ – Это сборник болезней и дань моде.
Одиночество как состояние души.
ЗА – Это благо, возможность побыть самим с собой.
ПРОТИВ – Это болезнь, уход от реальности.
Обида.
ЗА – Прости и отпусти.
ПРОТИВ – Зло должно быть наказуемо.
Конец света.
ЗА – Это миф.
ПРОТИВ – Это реальность.
Девичья краса.
ЗА – Естественная красота от природы.
ПРОТИВ – Красота с помощью косметики.
Большой спорт.
ЗА – Это медали, кубки, рекорды, слава.
ПРОТИВ – Пьедестал почета не для всех.
Как стать миллионером.
ЗА – Деньги – это решение всех проблем.
ПРОТИВ – Большие деньги несут большое зло.
Медицина.
ЗА – Традиционные лекарственные средства.
ПРОТИВ – Народные «бабушкины» методы.
Театр.
ЗА – Театр – искусство на все времена.
ПРОТИВ – Театр остался в прошлом веке.
Республиканский этап:
- Искусство
ЗА — Книги, спектакли, фильмы должны подвергаться цензуре
ПРОТИВ – Книги, спектакли, фильмы не должны редактироваться цензором
- Школьная жизнь
ЗА — Учащиеся старших классов средних школ должны иметь право самим выбирать учебный план
ПРОТИВ – Учебный план должен оставаться неизменным
- Платная медицина
ЗА – Медицинское обслуживание должно быть платным
ПРОТИВ – Медицинское должна быть бесплатной
- Допинг в спорте
ЗА – Допинг в спорте должен быть разрешен.
ПРОТИВ – Допинг в спорте должен быть запрещен
- Отмена общей воинской обязанности
ЗА – Общая воинская обязанность должна быть отменена
ПРОТИВ – Каждый мужчина должен обязательно быть в армии
- «Старая» или «новая» школа
ЗА – Мы живем лучше, чем наши дедушки и бабушки
ПРОТИВ – В Советское время жилось намного лучше, чем сейчас
- Просмотр ТВ
ЗА – Просмотр телевидения наносит ущерб умственному здоровью
ПРОТИВ – Просмотр ТВ никак не влияет на умственное здоровье
- Материальный стимул
ЗА – Существуют более сильные стимулы, чем материальный стимул
ПРОТИВ – Лучше, чем материальный стимул ничего нет
- Социальная ответственность
ЗА – Социальная ответственность – самое важное, чему должны учить в наших школах
ПРОТИВ – Социальная ответственность – не самый главный показатель развития в школьном воспитании
- Рекламодатели
ЗА — Рекламодатели выполняют полезные функции для общества
ПРОТИВ – Обязанности рекламодателей незначительны для общества
- Деньги
ЗА — В наше время людей больше всего интересует, как заработать побольше денег
ПРОТИВ – Помимо денег, на сегодня, есть много других ценностей
- Туризм
ЗА – Туризм это важная инфраструктура для развития современного общества
ПРОТИВ — Туризм наносит больше вреда, чем пользы обществу
- Введение десятибалльной системы
ЗА – Десятибалльная система является самой объективной системой оценки знаний
ПРОТИВ — Введение десятибалльной системы оценки знаний учащихся не оправдано
- Вступительные экзамены
ЗА – Вступительные экзамены необходимы для зачисления абитуриента в ВУЗ
ПРОТИВ — Вступительные экзамены не самый лучший способ приема в вуз
- Дебаты или спорт
ЗА – Дебаты — лучше, чем спорт
ПРОТИВ – Спорт – лучше, чем дебаты
При проведении коммуникативных боев на школьном и районном (городском) этапах организаторы имеют право увеличить/изменить количество тем.
Каждый класс-победитель, занявший I место на городском/районном этапе, может прислать свои темы в Оргсовет Движения до 26 февраля 2016 г., где лучшие из них будут отобраны для игр на республиканском уровне. Темы, присланные в Оргсовет, предлагаются командам только в день проведения республиканского этапа, при одинаковом количестве баллов у команд. Представители города/района свою предложенную тему выбирать не могут.
7. Подведение итогов
Баллы классам за участие выставляются согласно «Общему Положению о подведении итогов среди участников ДОД «Юность». Попечительский Совет учреждает сертификаты участникам городского/районного этапа, а также грамоты и призы победителям республиканского этапа.