Положение о проведении турнира по коммуникативным боям

 

1.Цель и задачи

Целью боев является формирование навыков аргументированного спора и умений командной работы.

Основные задачи:

  • расширение образовательного пространства учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности;
  • расширение видов познавательной и социально-значимой деятельности;
  • развитие навыков ораторского искусства на публике;
  • развитие умения убеждать, реагировать на аргументы и вопросы оппонентов;
  • развитие логического и критического мышления;
  • развитие умения работать с большим объемом библиографического материала.

 

2.Организаторы

Общее руководство возлагается на Организационный Совет (далее — Оргсовет). Непосредственное проведение мероприятий возлагается на кураторов и Инициативный совет города/района.

3.Участники

Данное мероприятие ориентировано на школьников 8, 9, 10 и 11 классов, являющихся участниками ДОД «Юность».

4.Сроки и место проведения

Бои проводятся в 3 этапа:

1 этап – школьный.

Проводится в виде серии поединков среди учеников 8 – 11 классов. Могут быть использованы предложенные темы, либо свои.

2 этап – городской /районный.

На 2 этап проходят команды, занявшие I места в каждой параллели 8, 9, 10 и 11 классов на школьном этапе. При проведении поединков используются темы данного Положения, но не исключено использование дополнительных тем, предложенных организаторами районного/городского уровня.

3 этап – республиканский.

Проводится в форме поединков, в которых принимают участие команды, занявшие I места в параллели 8, 9, 10 и 11 классов на городском/районном этапе.

Заявку на участие в республиканском этапе конкурса (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) сдать до 3 апреля 2017 года по тел. 43-32-69 или на e-mail: dodunost@mail.ru.

Информация о дате и месте проведения республиканского этапа будет сообщена дополнительно.

5.Условия

Команды, судейская коллегия и Оргкомитет принимают на себя обязательства руководствоваться во время турнира принципами этического кодекса Международной ассоциации «Дебаты».

Команды формируются из учеников одного класса в количестве 4 человека (пол не имеет значения)*. В 1 поединке одновременно играют 2 человека от команды.

* Уважаемые педагоги, при формировании команды просьба учитывать индивидуальные особенности детей (религиозную принадлежность, моральные принципы, идеологические взгляды и др.)

 

 

Порядок проведения турнира:

1.1.Турнир проводится в виде серий коммуникативных поединков по заранее заданным темам. В рамках одной темы можно отстаивать одну из двух противоположных позиций (утверждение – «За», опровержение – «Против»).

1.2.В одном поединке участвуют две команды.

1.3.В команде должна быть установлена очередность участия в поединках. Один и тот же член команды не может принимать участие в нескольких поединках подряд. Участники должны чередоваться!

1.4.В поединке участвуют и выдвигают аргументы оба участника одной команды, участие по принципу «один говорит, один молчит» не допускается!

1.5.Начало поединка:

  • Право выбрать тему поединка определяется путем жеребьевки.
  • Команда выбирает тему и выдвигает своих представителей на поединок.
  • Возможность выбрать позицию в споре имеет команда, которая не выбирала тему поединка.
  • На выбор темы и выбор позиции каждой команде даётся по 30 секунд. Команда, не успевшая сделать выбор за 30 секунд, считается проигравшей.

1.6.Продолжительность поединка – 5 минут.

1.7.Одна команда защищает свою позицию не более 30 секунд, потом передает право голоса соперникам.

1.8.Решение членов жюри и рефери в ходе игры обсуждению не подлежит.

1.9.Работа жюри:

  • Количество членов жюри является нечётным, точное количество решается перед началом игр, но не может быть меньше 3.
  • Каждый из членов жюри поднимает карточку цвета той команды (цвет команд-противников определяется организаторами), которой он считает победителем. Одна карточка дает команде 1 балл.
  • Если член жюри не может сделать выбор в пользу одной из команд, то он поднимает белую карточку, которая дает каждой команде 0 баллов, но в течение игры судья имеет право поднять ее 1 раз.
  • Счет встречи определяется соотношением карточек разных цветов (суммируется число карточек каждого цвета).
  • Члены жюри должны быть готовы прокомментировать свою оценку по просьбе рефери (ведущий, спортивный судья на площадке).
  • Жюри должно отслеживать очередность участия членов команд в поединках согласно п. 1.3. настоящего положения.

Критерии для работы жюри

Основной критерий для судейства коммуникативных боев прост — убедительность. Тем не менее, существует несколько критериев, которые, почти наверняка, будут приняты во внимание судьями:

  • Аргументация и анализ. Команда должна представить последовательный и логичный анализ темы, аргументы должны быть чёткими, убедительными и непротиворечивыми.
  • Содержание. Никогда не будет лишним, если Вы приведёте примеры из реальной жизни, факты и статистику в поддержку Вашего тезиса. Но не стоит злоупотреблять фактами, они служат лишь для усиления абстрактной аргументации.
  • Опровержение. Без убедительного опровержения аргументации противника достигнуть победы практически невозможно.
  • Организация. Судьи ценят, когда аргументы ясно обозначены и преподнесены, различные линии аргументации разделены. Очень важно чётко представлять себе структуру своей речи.
  • Стиль и риторика. Манера, в которой представлены аргументы, не менее важна, чем сами аргументы. Гладкая, отшлифованная и убедительная речь всегда впечатляет судей. Использование различных техник риторики тоже не будет лишним. Уместный сарказм и весёлые примеры тоже благоприятно влияют на большинство судей, главное не перегибать палку и быть корректным.
  • Работа в команде. Важно, чтобы оба игрока в команде работали в равной степени, взаимно усиливали аргументы друг друга, были последовательны и не противоречили друг другу.

 

1.10.Роль рефери в коммуникативном поединке:

  • Рефери объявляет начало боя.
  • Никто, кроме рефери, не вмешивается в процесс коммуникативного поединка. Рефери вмешивается лишь на формальных основаниях.
  • Рефери вправе остановить одного из участников поединка и передать слово другому участнику, если речь первого вышла за временные рамки.
  • Рефери вправе остановить участника, если его речь вышла за рамки темы.
  • Рефери вправе заострить внимание на важных позициях во время поединка.
  • После окончания поединка рефери просит жюри озвучить оценки.

1.11.Чистая победа присуждается рефери в ходе самого поединка в следующих случаях:

  • Молчание участника поединка в течение 30 секунд.
  • Действия участника приводят к тому, что соперник вынужден признать неконтролируемую потерю позиции в ходе поединка.
  • Во всех других случаях результат поединка оценивает жюри.

 

6. Рекомендуемые варианты тем для обсуждения

8 – 9 классы:

  1. Он-лайн общение учителей с учениками:  за или против.
  2. Мужчины и женщины равны для выполнения любой работы: за или против.
  3. Телевидение имеет вредное влияние на общество: за или против.
  4. Печатное издание как актуальное средство массовой информации или пережиток прошлого.
  5. Английский язык — язык международного общения: за или против.
  6. Обязательная служба в армии должна быть отменена: за или против.
  7. Детская мечта влияет на выбор профессии: за или против.
  8. Существуют более сильные стимулы, чем материальный стимул: за или против.
  9.  Отдых на природе лучше, чем отдых в городе: за или против.
  10. Технический процесс изменил нашу жизнь к лучшему: за или против.
  11.  Государство должно вкладывать больше в массовый спорт, а не в профессиональный: за или против.
  12. Глобализация: за или против.
  13. Узнавать новое, значит порывать со старым: за или против.
  14. Обучение мальчиков и девочек должно быть разделено: за или против.
  15. Людям нужны сказки: за или против.
  16. Человек — царь природы: за или против.
  17. Зоопарки нужно запретить: за или против.
  18. Легко ли быть молодым.
  19. Что лучше для прогресса: реформы или революции.
  20. Деление общества на социальные слои: за или против.

     

      10 – 11 классы:

  1. Мораль зависит от культуры: за или против.
  2. Феминизм в современном мире: за или против.
  3. Военная сила  необходима для установления мира: за или против.
  4. Содержание окружающей среды важнее экономического роста: за или против.
  5. Развивающиеся нации нуждаются в сильной диктатуре: за или против.
  6. В России необходимо ужесточить закон «О защите животных от жестокого обращения»: за или против.
  7. Необходимо введение обязательного распределения выпускников ВУЗов: за или против.
  8. Сильная диктатура лучше, чем слабая демократия: за или против.
  9. Туризм наносит больше вреда, чем пользы обществу: за или против.
  10. Диктатура: за или против.
  11. Мода порабощает и уничтожает личность: за или против.
  12. Жалость унижает: за или против.
  13. В современном обществе модно быть воспитанным человеком: за или против.
  14. Можно ли реформы Петра 1 считать модернизацией России? (можно или нельзя)
  15. Восстание декабристов было обреченно на поражение: за или против.
  16. Коллективизация в России была неизбежна: за или против.
  17. Внешний вид — залог успеха: за или против.
  18. Распад  СССР был неизбежен: за или против.
  19. Обязательная служба в армии должна быть отменена: за или против.
  20. Тату как вид искусства: за или против.

При проведении коммуникативных боев на школьном и районном (городском) этапах организаторы имеют право увеличить/изменить количество тем.

 

Каждый класс-победитель, занявший I место на городском/районном этапе, может прислать свои темы в Оргсовет Движения до 3 апреля 2017 г., где лучшие из них будут отобраны для игр на республиканском уровне. Темы, присланные в Оргсовет, предлагаются командам только в день проведения республиканского этапа, при одинаковом количестве баллов у команд. Представители города/района свою предложенную тему выбирать не могут.

 

7. Подведение итогов

Баллы классам за участие выставляются согласно «Общему Положению о подведении итогов среди участников ДОД «Юность». Попечительский Совет учреждает сертификаты участникам городского/районного этапа, а также грамоты и призы победителям республиканского этапа.

 

ДОД «Юность»                                                                                                    Приложение №1 к Положению о проведении

                                                                                                                                                  Турнира по коммуникативным боям

 

Тезис и аргумент

 

Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — мысль или утверждение, истинность которого следует доказать.

 

Требования к тезису:

  • тезис должен быть истинным; поскольку универсального критерия истинности не существует, речь идет о том, что говорящий должен верить в истинность тезиса.
  • тезис должен быть сформулирован.

 

Операции формулировки:

  1. Точно сформулировать тезис для говорящего (у него не должно оставаться никаких сомнений в отношении тезиса: в ситуации, когда вы действительно хотите что-либо доказать, любое колебание не играет вам на руку).
  2. Точно сформулировать для слушателей (аккуратный выбор каждого слова и
    постановка его на строго определенное место, вас должны правильно понять, не употребляйте непонятных слов).
  3. Совместить первое со вторым в едином тексте (необходимо свести к минимуму потерю информации при передаче, вас должны не просто понять, а понять именно так, как вы хотели).

 

Аргумент (лат. argumentum — логический довод, основание, доказательство) — мысль или положение, которое используется для доказательства истинности или ложности тезиса.

 

Требования к аргументу:

аргумент должен быть истинным; речь также идет о вере говорящего в истинность аргумента, только в данном случае эта вера должна разделяться и слушателем, в противном случае аргумент превращается в тезис, истинность которого еще нужно доказать.

Начиная аргументировать тезис и приводя первый аргумент можно спросить: ‘Вы с этим согласны?’. Особенно удачно можно применять этот прием в полемике. Подготавливая аргументы очень важно проанализировать, в какой мере они будут восприняты как истинные именно теми людьми, которые будут вас слушать (с учетом их эрудиции, социального положения, профессиональной принадлежности и т. д.).

К примеру, школьники наверняка согласятся с утверждением, что ‘сдать выпускные экзамены в школе очень трудно’, следовательно, воспримут его как аргумент. А вот студенты вряд ли согласятся, так как уже имели возможность убедиться в том, что сдать вступительные в вуз значительно сложнее, т. е. утверждение потребует доказательства, аргумент превратится в промежуточный тезис. Однако ситуаций, прогнозируемых на 100% нет, нет и стопроцентно истинных аргументов.

 

 

 

 

 

ДОД «Юность»                                                                                                    Приложение №2 к Положению о проведении

                                                                                                                                                  Турнира по коммуникативным боям

 

Заявка

на участие в турнире по коммуникативным боям

______________________________ город/район

Школа № _____________________класс__________________

 

№ п/п ФИО Дата рождения
1.    
2.    
3.    
4.    

 

 

Ответственный педагог _________________________________________________

                                                                       ФИО, контактный телефон

 

 

ДОД «Юность»                                                                                                    Приложение №3 к Положению о проведении

                                                                                                                                                  Турнира по коммуникативным боям

 

Сводная таблица турнира по коммуникативным боям

среди участников ДОД «Юность»

 

Школа, класс 1 2 3 Кол-во

побед

Кол-во

баллов

Место

 

1 Х            

 

2   Х          

 

3     Х        

 

             

 

 

Примечание: победитель определяется по количеству побед, в том случае, если у команд – соперников оно одинаково, учитывается кол-во набранных баллов.