Art Sapiens

Дорогой читатель, перед тобой уже 3й выпуск ArtSapiens, предыдущие выпуски выложены на сайте Юности. Концепция моей рубрики не в простом обзоре произведений искусства.

Представьте человека, у которого в одной руке Пауло Коэльо, в другой Пелевин. Он смотрит фильмы Кубрика, Тарковского и слушает Oasis. Безусловно, умница. Это не только модные, а и талантливые произведения. Но интереснее познакомиться с чем-то новым, не попсовым. В этом и состоит моя цель – дать то, что передаст невыразимое, взбудоражит фантазию, средство от депрессии, духовную или умственную пищу, что угодно, что скрасит ваш вечер.

ЧИТАЕМ

Амели Нотомб. «Словарь имен собственных» То, что бросает вызов театру абсурда, обречёно быть причисленным к элитарному искусству, к искусству для узкого круга искусствоедов. Амели Нотомб в пространстве стилизованного кошмара взывает к тому, чтобы мы воспринимали все происходящее как реальность, и даже сама вмешивается в созданный хаос. Подростковые игры в любовь до гроба с нежеланным в результате птенцом и действительно, гробом, даже не одним – весьма жизненные ситуации. Автор ведет с нами психологическую игру, безжалостно теребя скользкие темы. А манера бельгийской писательницы чем-то похожа на бескомпромиссного Чака Паланика, известного, прежде всего «Бойцовским клубом», только по-женски живописнее и экстравагантнее. «Абсурд — это логика сердца». Итак, в начале романа девятнадцатилетняя девушка восхищенно погладила револьвер, и конфликт с отцом её ребенка был решен. Настолько же конец абсурден, как отвратно начало — решать вам. Девочке с животом до самых глаз, как и ее дочке, главной героине романа, Плектруде, хотелось, что бы каждый день, каждый год были полны до краев, и незаурядное чадо, к сожалению, была ужасно похожа на мать, даже психическим расстройством. Имя «Плектруда» для ребенка, которое нашли в словаре, чуть менее странно, чем ее судьба и взгляды. После родов в тюрьме, она повесилась, с этого момента и начинается самое интересное… Словом, это произведение неподвластно внезапно вспыхнувшей страсти к чтению, когда можно проглотить все подряд. Это одна из тех редких современных книг, которая не отпускает и читается на одном дыхании, в конце же, остается неописуемое послевкусие от новой струи, аналоги которой придется долго выискивать.

СЛУШАЕМ

ДахаБраха Ваша бабушка не курит трубку? Зато наверняка слушает Кадышеву или Бабкину. Жанр народной музыки недооценен у нас, из-за запопсованности. Простая загадка. Девочка, спевшая арию Плавалагуны, компьютерно синтезированную в фильме 5й элемент. Пелагея! Одна из немногих, чьи обработки делают народную музыку стильной, раскрывают весь вокальный потенциал. Где искать качественную современную этническую музыку? Конечно же, в Киевской Руси. Бравий хлопець-мультиинструменталист и 3 талановиті дівчини уже 10 лет разрушают стереотипы о народной музыке в колеблющимся стиле «этно-хаос» с помощью всевозможных инструментов. Далеко незацементированный жанр находит все большее признание не только на международных фольклорных фестивалях. Их песни создают непередаваемые образы, тончайшие оттенки и даже пробуждают приятные воспоминания. Это ли не утопическая цель для музыки? Все композиции из 5-ти альбомов составляют мозаику из акапельного регги, фольклорного рока, блюзового рэпа, и цельная картина не оставит вас равнодушным, и хоть один из оттенков придется вам по вкусу. Моё знакомство началось и не планирует заканчиваться песнями: Baby, Колискова, Specially for you, Карпатський Реп. Именно такое развивающееся направление не изживет себя и одновременно сохранит славянское наследие. Кстати, ДахаБраха с украинского переводится как «давать и брать», так что отдайте, не жалея, все ваши заботы и возьмите драйв в сочетании с умиротворением от музыки, в которой захочется раствориться.

СМОТРИМ

Иван Вырыпаев. «Кислород»

Если выделять всего один ключевой год в истории российского арт-хауса, то это без сомнения 2009г. Все 12 фильмов, прошедшие отбор на 20-ом Кинотавре – достойны вашего внимания, до двух из них добрался ArtSapiens. В предыдущем выпуске мы уже вдохнули кислород, но не надышались. Иван Вырыпаев с присущей ему изощренностью экранизировал собственную пьесу, не имеющую аналогов. Как это часто бывает с российским арт-хаусом, сборы в десятки раз меньше, чем бюджет. Полячка с «проповедническим» речитативом и дворовый парень предстают в другом амплуа — рассказывают нам 10 философских позиций под непритязательный и вкусный бит. Не любые 73 минуты искрометного словоблудия можно оклеймить сугубо отечественным арт-хаусом, неизмазанным западными оттенками. Своеобразная интерпретация десяти заповедей в клиповой манере через призму пороков современной молодежи приковывает к себе с первой секунды. Девушка с рыжими волосами, тонкими пальцами и мужским именем Саша покорила Санька, который мог часами впитывать запах дорогих духов, детское мыло и шампунь из крапивы, для него она стала кислородом, без которого он не мог… Эйфория и драйв, ни капли озлобленности и депрессии. Маргинальная драматургия стремительно вырвалась на трибуну поп-культуры. Перед вами самый яркий фильм российского арт-хауса, припас на десерт. Он не меняет взгляды на жизнь, он приятный, легкий, словно кислород. Вдыхайте, медленно, полной грудью, смакуя каждую изюминку.

Всем гармонии!

Нелюбин Владислав

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *