Кто живёт в краю родном?

Школа №100, учеником которой я являюсь, была открыта в 1999 году. Сейчас у нас обучаются 1237 ребят. Наша параллель с 5 класса участвует в эксперименте «Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде». В этом курсе уделяется внимание изучению различных национальных особенностей народов, проживающих на территории УР, уважению, почитанию различных национальностей, их вероисповеданий. Ученики школы изучают национальные обычаи на уроках краеведения.  Проводится много общешкольных и классных мероприятий на эту тему: традиционно проходит праздник «Тайны старого двора», готовясь к которому учащиеся изучают костюмы удмуртов, учат удмуртские слова, часто употребляемые в обиходе, независимо от национальной принадлежности.  В этом им помогают родители и родственники.

Также стал популярным конкурс народных и военных песен с исполнением части песни на национальном языке. В течение года организуется «Виртуальный музей», где каждый класс представляет экспонаты, связанные с жизнью и бытом старших членов своей семьи. Летом мы были участниками выездной экспедиции «Дорвыжи» в Глазовском районе УР. В этом году прошли выездные «Дни памяти» в удмуртском – Баграш Бигра – и татарском – Тукай Тамак – сёлах, посвященные Дню Победы. Таким образом, программа эксперимента насыщенна и разнообразна.

В рамках данной экспериментальной деятельности мне стало интересно узнать соотношение национальностей в Удмуртской Республике, в моей школе № 100. Особенно интересным показалось выявление данных соотношений, так как моя семья имеет только русские корни. Я хотел связать математику и географию и выбрать объединяющую их тему, так как мне нравятся эти предметы, а все науки могут быть связаны между собой. Я выяснил, что в моей школе есть русские, удмурты, татары, также представлены чуваши, азербайджанцы, казахи, украинцы. Есть ребята, которым трудно определить свою национальность, так как их родители разной национальной принадлежности.

Читайте также:  Жизнь без Интернета

Для того чтобы выявить национальный состав учащихся, я составил анкету и попросил ответить на неё ребят-старшеклассников. В анкете приняло участие 429 школьников. В ходе исследования я подсчитал процентное соотношение выявленных национальностей и выяснил, что этнический состав учащихся СОШ №100 примерно равен этническому составу г. Ижевска. Доля титульной нации – удмуртов, уступает доле русских. В сравнении с данными 1999 года, на момент открытия СОШ №100 национальный состав учащихся отличался в соотношении удмуртов, татар и других народов, процентное количество русских осталось неизменным.

По результатам исследований я пришёл к выводу: доля титульной нации уступает доле русских в процентном соотношении, показатель русского населения в МБОУ «СОШ №100» на 13% выше показателя в Удмуртии и на 4,2% превышает показатели г. Ижевска.

Соприкосновение с культурами своих и соседних народов значительно повышает уровень базовых ценностей личности. Психологами школы было проведено исследование по определению уровня базовых ценностей личности и изучению ценностной ориентации учащихся. По итогам обследования учеников было отмечено, что 83% учащихся нашей параллели имеют средние и высокие показатели уровня базовых ценностей личности, 77% имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики. Эти данные на 4-7% выше показателей данного изучения в начале эксперимента. В целом администрацией, учителями и родителями учеников в параллели был отмечен значительный рост духовно-нравственных качеств учащихся нашей школы, особенно участников экспериментальной площадки.

Хотя сейчас в паспорте не указывают национальность, но потомки, проживающие в Удмуртии, и учащиеся нашей школы, продолжают чтить национальные традиции и обычаи своих предков. Население моей республики и учащиеся школы живут многонациональной дружной семьей, что вызывает у меня гордость.  

Санников Максим,

школа №100 Ленинского района г. Ижевска.

РДШ Удмуртии